Занятия сенсорной интеграцией помогают детям с различными нарушениями поведения, речи, мышления, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии и социально адаптироваться в обществе. Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Выявление моторных нарушений проводится с помощью диагностического инструмента BOT-2 (Bruininks-Oseretsky Test of Motor Proficiency), который разрабатывался более 25 лет профессорами университета Минессоты, США. После проведения тестирования, оцениваются общие моторные навыки, возрастной эквивалент развития. Существуют возрастные ограничения при тестировании по BOT-2-  от 4 лет до 21 года.

Само занятие длится 60 минут включают в себя упражнения на все основные виды восприятия. Сенсорные секвенции (комплекс упражнений) создаются на основе диагностики, индивидуально для каждого ребенка:

  • тактильные (стимуляция кистей рук, стоп, лица, поверхности тела);
  • зрительные (упражнения в затемненной комнате, стимуляция зрения с помощью ярких предметов);
  • обонятельные (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности);
  • вестибулярные (повороты, кувырки и т.д.);
  • проприоцептивные (стимуляция глубокого мышечно-суставного чувства).

Упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей, а при достижении определенных успехов (возможность привлечения и не длительного удержания зрительного внимания, выполнение простых инструкций) вводят элементы упражнений на крупную моторику, зрительно-моторную координацию, подражание.

*******

Сенсорная интеграция –обработка чувств и ощущений, поступающих от органов, структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа.

Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся, и формирует базу для обучения и социального поведения.

В первые семь лет жизни все дети развиваются в определенной последовательности. Отличаться может темп данного развития- одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, однако идут все по одному пути. Данный возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и обработке. Внутренний импульс побуждает детей быть очень активными и приобретать различные навыки.

Нарушение сенсорной интеграции проявляются довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т.п. Это может говорить о нарушении сенсорных процессов. Если процесс нарушен, малышу будет трудно ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание, могут появиться проблемы во взаимодействии со сверстниками. Задержка речи так же свидетельствует о нарушении сенсорной интеграции.