В 2008 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма (по-английски название звучит гораздо короче — World Autism Awareness Day). Первые признаки аутизма, который развивается примерно у 1-6 детей на тысячу, можно обнаружить уже до трех лет, потому ООН отмечает важность ранней диагностики и терапии, сообщает ИноСМИ.

В Кыргызстане по данным Министерства здравоохранения на начало 2011 года в рамках диагностической рубрики «общие расстройства развития» состоит 115 детей. В действительности их число может достигать более 20 000, но в виду отсутствия специалистов в регионах республики (психиатров, логопедов, дефектологов, психологов), низкого образовательного уровня населения об аутизме, невозможно иметь полную регистрацию данного заболевания.

На сегодняшний день в стране создана организация «Рука в руке», которая объединяет более 30 родителей детей аутистов, которые проживают в городе Бишкек. В сентябре 2012 года объединением открыт ресурсный Центр, где родители и дети смогут получать ежедневную консультативную помощь специалистов и обмениваться информацией и опытом с другими родителями.

Что такое аутизм? Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трёх лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга.

Одна из черт аутизма — невероятное число возможных признаков, его сопровождающих. Многие эти признаки не являются универсальными.

Основными особенностями расстройств аутистического спектра являются:

— затруднение общения;

— нарушения речевого развития;

— обострённое восприятие мира — гиперсензитивность;

— трудности восприятия разворачивающихся во времени явлений;

— нарушения памяти;

— низкая концентрация;

— стереотипное, однообразное поведение;

— особенности интеллектуального развития.

Аутизм сохраняется на протяжении всей жизни человека, но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребёнка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, научить контролировать эмоции.

Между тем, биохимик Кэтрин Рид (Katherine Reid) из Сан-Франциско обнаружила средство, которое в некоторых случаях позволяет свести к минимуму симптомы аутизма у детей — диету, исключающую глутамат натрия. Ее выводы основаны на анализе нейробиологических исследований и собственном опыте: ее дочери в возрасте двух лет поставили диагноз «аутизм»; сейчас ей семь лет, и, по словам ученого, проявления заболевания «полностью исчезли».

Когда впервые заговорили об аутизме?

Аутизм как самостоятельное расстройство впервые описал американский клиницист Лео Каннер в 1942 году. Спустя год сходные расстройства у старших детей описал австрийский учёный Ганс Аспергер, а в 1947 году — советский ученый Самуил Мнухин.

Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о причине возникновения аутизма. Существуют предположения, что он может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжёлыми или неправильно проведёнными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте.

Сколько детей страдают аутизмом?

Ещё в 2000 году считалось, что синдрому аутизма подвержены от 5 до 26 детей из 10 тысяч.

В 2005 году уже на 250–300 новорождённых в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году один случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.

В последнем отчёте Центра по контролю заболеваемости и профилактике США (CDC) опубликованы данные, согласно которым у одного ребёнка из 68 есть расстройство аутистического спектра (РАС). Это на 30% больше, чем аналогичный уровень два года назад (1 к 88).

Методы коррекции аутизма

Существует несколько методов коррекции аутизма. Наибольших результатов можно добиться, применяя несколько методик одновременно.

Методика ТЕАССН (Teaching children with Autism to Mind-Read). Суть методики в том, что взрослые должны создать ребёнку особую среду для комфортного личного развития, изъяв из неё все раздражающие факторы.

Весь день ребёнка, воспитывающегося по данной системе, должен быть подчинён строгому расписанию, которое ребёнок усваивает благодаря карточкам-подсказкам.

Все вещи находятся на определённом месте. Положение вещей в комнате не меняется. Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребёнка и установления контакта с педагогом. Следуя этой программе, ни в коем случае нельзя использовать по отношению к ребёнку побуждение к действию и давление.

АВА — методика модификации поведения, подходит для тяжёлых форм аутизма. Каждое действие разучивается с ребёнком отдельно, затем несколько действий соединяются в одно более сложное.

Взрослый не пытается давать инициативу ребёнку, а достаточно жёстко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Ребёнок может осваивать одновременно два-три не связанных между собой навыка. Педагогом выстраивается чёткая система усложнения и поэтапного освоения новых навыков.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них — невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация. Конечная цель АВА — дать ребёнку средства для самостоятельного освоения окружающего мира.

В зарубежных странах по системе АВА с ребёнком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт и т. п.).

Программа Son-Rise опирается на собственную мотивацию ребёнка. Взрослый, не разбивая аутичный мир ребёнка, присоединяется к нему — к повторяющимся (аутостимуляции) и ритуальным действиям, давая аутичным действиям новое понимание и осмысленность.

Методика сенсорной интеграции и стимуляции (СИС, предметотерапия) занимается проблемами, связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении стимуляционных секвенций — комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.

Другие виды терапии:

— песочная терапия;

— кинезотерапия — лечение положением, массажем и активно-пассивной гимнастикой;

— анималотерапия (от латинского «animal» — животное) — вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Её виды: дельфинотерапия, иппотерапия (общение с лошадьми), канистотерапия (терапия с использованием собак).

Одной из основных задач родителей и специалистов является развитие самостоятельности у детей с РАС. И это иногда возможно: среди аутистов есть программисты, конструкторы, музыканты — состоявшиеся в жизни люди.

Ссылка: http://zdorovie.akipress.org/news:16778