Вчера, 2 апреля, по всему миру отметили Всемирный день распространения информации об аутизме. Эта инициатива была введена, чтобы подчеркнуть необходимость помощи и повышения качества жизни людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В этот день по всему миру правительства, общественные организации и объединения проводят мероприятия, чтобы привлечь внимание к распространенности аутизма, проблемам людей с аутизмом и их семей.

В Бишкеке мероприятия в честь знаменательного дня прошли сегодня, 3 апреля. В центре общественного объединения родителей детей с аутизмом «Рука в руке» состоялся день открытых дверей, во время которого гостей познакомили с результатами работы, проделанной за прошедший год.

В январе этого года объединение переехало в здание детского сада №156, расположенного в южных микрорайонах Бишкека, которое организации передала мэрия в безвозмездное пользование. Оснастить центр помогли представители бизнес-сообщества и партнеры. Это позволило объединению «Рука в руке» открыть новые направления по работе с детьми с расстройством аутистического спектра. Так, у деток появились занятия по арт-терапии и музыке. Благодаря помощи турецкой компании TIKA удалось организовать сенсорную комнату со специальными предметами для развития мелкой моторики с учетом особенностей детей: гипер- и гипочувствительности.

Как рассказала специалист по связям с общественностью ОО «Рука в руке» Чолпон Узакбаева, была открыта и дошкольная подготовка — обучение после АВА-терапии и интенсивной индивидуальной работы.

«Когда деток стали отправлять в детские сады и школы, то столкнулись с трудностями. В том числе с социализацией и работой в группах. Преподаватель здесь учит слушать учителя, выполнять задания, сидеть на уроке, общаться. Все необходимое для социализации», — пояснила она.

По словам преподавателя по арт-терапии Вероники Тен, за месяц работы программы достигнуты значительные успехи и они заметны. «У нас есть четырехлетний мальчик, который изначально ни на что не реагировал и ничего не делал. Сейчас рисует мама, а он уже раскрашивает старательно отдельные части, делает все, чтобы не выходить за границы. Другие дети стали более усердными. Раньше они выдерживали урок не больше пяти минут, сейчас могут и 40», — отметила она.

Методика преподавания Тен строится на том, что все кажущееся сложным на самом деле просто и рисуется из геометрических фигур.

«Если детям это разъяснить поступательно, то они сами потом спокойно все это могут повторить. Не у всех деток развита фантазия, им сложно что-либо изобразить. Например, курицу. Но после уроков они уже могут рисовать сами. Плюс во время занятий развивается мелкая моторика», — пояснила Вероника.

В рамках программы «Мама и ребенок» из мам готовят тренеров по АВА-терапии. Таким образом в центре планируют решить вопрос с дефицитом специалистов. Например, если она живет в селе Таласской области, то может собрать остальных мам по возвращении и передать им знания, научить работать с детьми-аутистами. Одна из таких мам — Юлдуз — приехала из Кызыл-Кии. У мальчика пропала речь, и местный логопед предположил, что это расстройство аутистического спектра, и направил в Бишкек. Уже в столице ее сыну Фазылджану поставили диагноз «аутизм».

«Со стороны кажется, что это легкая работа, но это не так. Но терапия эффективная. Сначала мне нужно вытащить своего сына. Он, к примеру, научился на карточках показывать, чего он хочет», — поделилась мама особенного ребенка.

Ситуация с осведомленностью общества об аутизме меняется в лучшую сторону. Как рассказала исполнительный директор организации Галия Гаас, это проявляется и в том, что люди стали приходить в центр.

«То есть сейчас из-за того, что у нас есть арт-терапия, занятия музыкой, к нам приходят родители типичных детей из соседних домов вместе с малышами, приводят детей на совместные занятия в группы. Когда им говоришь, что наши детки — особенные, они могут быть старше ваших детей, но находиться в одной группе, они могут кричать или плакать, вести себя не так, как все привыкли. Однако уже пять детей все же приходят в наш центр. Хотя раньше, по рассказам мам, даже на игровых площадках не подпускали своих детей к особенным деткам. Отношение меняется. Также много людей приходят в качестве волонтеров, чтобы научиться работать с особенными детками. Это тоже показатель», — пояснила Гаас.

Свои успехи дети продемонстрировали во время концерта. Особенные ребята танцевали, пели и показали сказку «Репка».

Ссылка: http://zanoza.kg/doc/355139_k_nam_privodiat_obychnyh_detey._kak_meniaetsia_otnoshenie_ludey_k_aytizmy.html